ЛОГОПЕД@ДОЧКА.RU
Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни"На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека до совершенства. Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это? Зачем? Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений. Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему. Показатель правильного развития детской речи — появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц; В речи малышей появляются согласные ш, ж, г, щ, л, р. Каждый артикулярно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Так, например произношением звука [ж] ребенок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более легкие по артикуляции звуки: на д', потом на з', далее на з. Следовательно, в разные возрастные периоды слово «жук» может звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука [ж] ребенок будет еще какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название «возрастное косноязычие» или «возрастная дислалия». Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Список литературы: 1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. – М.: Гном-Пресс, 2001. 2. Михеева А.Г., Черченко Ю.С. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 2-3 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. 3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 8 февраля 2016 в 07:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.